Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В языковом образовании учащихся важно определить то лингвистическое содержание, с помощью которого язык транслирует культуру. При отборе содержания языкового образования в контексте лингвокультурологического подхода следует учитывать национальную специфику русского языка, которая находит отражение в традициях, обычаях, обрядах, бытовой культуре, повседневном поведении (нормах общения), художественной культуре и т.д.
Ориентация учебного процесса на осознание учащимися красоты и выразительности русского языка, развитие интеллектуальной, эмоциональной, эстетической, нравственной сферы личности учащегося с помощью языка, его высокая духовность - отличительная черта культуры. -ориентированное языковое образование. Осваивая русский язык как средство общения и совершенствования культурных ценностей, студенты понимают его богатство, лексическое и грамматическое разнообразие, образность, экспрессию, красоту, благозвучие.
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования культуры речи школьника на уроках русского языка
1.1 Цели и задачи формирования культуры речи учащихся
Развитие речи ребенка как одного из показателей общего развития его личности в совокупности с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием - это способ приобщения школьника к культуре, условие его саморазвития, коммуникативной способности, узнавайте новое и впитывайте ценности культуры. Кроме того, способность говорить - основополагающий принцип любой человеческой деятельности. [3]
В школе развитие культуры речи становится самостоятельной задачей и связано с теоретической информацией о языке как системе и его функционировании в речи. При этом закладывается прочный и осознанный фундамент поведения и языковой культуры ребенка. Овладение связной речью учащимися в период начальной школы способствует их успешному обучению по всем предметам общеобразовательного цикла, поскольку развитый язык является одним из важнейших условий хорошей успеваемости. Еще одним обязательным условием эффективной работы по развитию устной речи является согласованность этой работы между детским садом, начальной и средней школой. Современный подход к проблеме языкового развития основан на необходимости единой лингвистико-методической базы в этой работе на всех этапах обучения и воспитания детей.
Мы знаем, насколько богат и стилистически разнообразен русский язык. На протяжении веков в процессе устного общения и под пером выдающихся писателей он разработал сложную систему средств выражения, служащую всем аспектам общественной жизни.
Постоянное пополнение словарного запаса и другие изменения русского языка, наряду с развитием литературно-художественных и публицистических стилей, сопровождались изменениями стилистических норм литературного языка. Постепенное улучшение грамматических стандартов и стандартов произношения в ходе внутренних законов развития языка привело к сосуществованию на определенных этапах новых и прогрессивных элементов, а также старых и устаревших элементов. Был создан ряд дуплетных способов выражения, появились колебания в стилистических, грамматических и произношенных стандартах литературного языка. Кроме того, по ряду причин, обусловленных особенностями исторического развития общества, возникли явные нарушения, искажающие и нарушающие стандарты литературного дискурса. [4]
Особенно важным звеном в высокой культуре речи является правильное употребление широко понимаемых слов. Именно это вместе с правильным произношением, акцентом и правильным использованием грамматических форм в речи определяет точность, ясность и ясность языка. Между тем вопросы правильного употребления слов являются теоретически наименее проработанной областью. Во многом здесь преобладают суждения, основанные на субъективной оценке фактов. Соответствующие руководящие принципы и отдельные работы обычно не выходят за рамки эмпирических наблюдений и индивидуальных обобщений. [5]
В узком лингвистическом смысле культура речи - это овладение языковыми нормами в произношении, ударении, словоупотреблении, в построении фраз и т.д, а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи, но культура речи в более широком смысле - это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры человека.
Под культурой речи понимается:
• соблюдение этики общения;
• владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;
• умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации.
1.2 Критерии сформированности культуры речи школьников
Основная задача уроков русского языка - научить школьников живому русскому слову и предоставить им больше места для разговорной практики.
Главный показатель владения русским языком - это способность говорящего последовательно излагать свои мысли, соблюдая основные законы словообразования, произношения, ударения и порядка слов в предложении. Поэтому целевая организация практической речевой деятельности студентов с учетом содержания изучаемого материала, индивидуальных особенностей школьников и уровня их подготовки, а также степени технической оснащенности урока направлена на формирование необходимость для студентов говорить по-русски. [12]
По словам С. Хитахунова возникновения и развития человеческой речи - потребность в произнесении. Методическим условием развития речи студентов следует считать создание ситуаций, вызывающих у студентов желание выразить себя устно или письменно. [13]
Второе условие любого речевого высказывания - это не наличие содержания материала, т.е. того, о чем говорить. Чем полнее, богаче, ценнее этот материал, тем значительнее заявление.
От того, насколько хорошо подготовлен материал, зависит четкость и последовательность речи. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений), забота о том, чтобы дети были действительно содержательными.
Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно стихийно усвоенная речь нередко бывает примитивна и неправильна. Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы [14].
Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, преподает литературный язык в его художественной, научной и разговорной версиях. Другими словами, ученику необходимо выучить тысячи новых слов, новые значения слов, известные ему словосочетания; много таких грамматических форм и конструкций, которые он вообще не использовал в своей дошкольной речевой практике, и, кроме того, он должен знать уместность использования определенных средств языка в определенных ситуациях, а также ему необходимо выучить ортоэпические нормы и нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств.
Во-вторых, это владение навыками чтения и письма - важнейших навыков разговорной речи, необходимых каждому члену современного общества. Благодаря умению читать дети осваивают особенности письменной речи, ее стили и жанры.
В-третьих, задача школы - повысить речевую культуру учеников, довести ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен оставаться ни один ученик.
Для решения указанных задач нужна планомерная работа учителя и учащихся с определенной дозировкой материала, с последовательным планированием как общей «большой» перспективной цели, которая обобщенно может быть определена как «хорошая речь», так и частных, «малых» целей каждого упражнения по развитию речи [15].
Определим критерии формирования речевой культуры школьников:
Первое требование - это требование содержательной речи. Вы можете говорить или писать только о том, что хорошо знаете сами. Только тогда рассказ ученика будет хорошим, интересным, полезным как для него самого, так и для других, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться вдумчивые мысли, искренние чувства. [16]
Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл. Не случайно уже в древнерусском языке одно из значений слова смысл было «разум, рассудок, ум». В таком значении оно оставалось известным и в XIX веке. Вспомним строчки из «Руслана и Людмилы» А.С. Пушкина: «Руслан томился молчаливо, И смысл и память потерял». Таким образом, содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».
Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку: «Когда говоришь – думай», «Слово не зря молвится», «Не бросай слов на ветер», «Не следует слова тратить попусту», «Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь». И в этих пословицах озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.
Сколько юмора, иронии заключает в себе пословица «Из пустого в порожнее переливать». Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы. «Наговорили, что наварили, а глянь – ан нет ничего», «Во многословии не без пустословия», «Говорит день до вечера, а послушать нечего», «Много наговорено, да мало сказано». Как видим, пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму, ни сердцу.
ГЛАВА 2. Методические аспекты формирования культуры речи школьника на уроках русского языка
2.1 Анализ программных требований к формированию культуры речи на уроках русского языка
Уроки русского языка должны способствовать формированию творческой языковой личности, способной к активному труду и умственной деятельности в различных сферах общественной жизни.
Основное содержание учебного предмета «Русский язык» на начальном этапе школы определяется лингвистической наукой. В начальных классах закладываются основы знаний о строении языка, язык изучается пропедевтически. Здесь формируются и совершенствуются орфографические и пунктуационные навыки и умения.
Программа по русскому языку разработана на основе государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования.
Базовое содержание образования по предмету «Русский язык» представлено такими разделами современной лингвистики, как фонетика и графика, состав слова, грамматика, лексика, а также культура речи. Учебный материал расположен в соответствии с линейно-концентрическим принципом, который позволяет «учитывать возрастные возможности учащихся, обеспечивать раннее ознакомление учащихся с теоретическим материалом, а также прочность усвоения в результате двух-трехкратного возвращения к теме на новом уровне».
Программа по русскому языку в третьем классе включает следующие разделы [24]:
- Повторение изученного во втором классе (10 часов).
- Слово и его значение. Развитие речи (10 часов).
- Состав слова и словообразование. Правописание. Развитие речи (12 часов).
- Части речи. Правописание. Развитие речи (59 часов):
1) Имя существительное. 30 часов; 2) Имя прилагательное. 10 часов; 3) Местоимение. 4 часа; 4) Глагол. 15 часов
- Предложение. Члены предложения. Развитие речи (15 часов).
- Текст. Развитие связной письменной и устной речи (20 часов).
- Повторение изученного за 3 класс (10 часов).
Развитие речи выступает в качестве руководящего принципа, объединяющего все классы в этих разделах, что дает всему курсу русского языка четкую практическую направленность и направлено на то, чтобы научить детей грамотно читать, говорить и писать. знания, доступные в их возрасте и понимание. по языку, литературе, обогащают речь учащихся, развивают их внимание и интерес к речи.
Основные речевые навыки, которые формируются уже в начальной школе в процессе обучения, следующие:
- доказать, что данная группа предложений является (не является) текстом;
- определить тему и основную идею текста;
- озаглавить, разделить на смысловые части;
- определить основной тип, стиль текста (если они произносятся). Эти речевые навыки связаны с восприятием текста. И здесь с точки зрения методологии важно опираться на образцы высокохудожественных текстов, что, в общем, не характерно для большинства учебников русского языка в начальной школе. Поэтому упражнения используются как продукт речевой деятельности, как средство обучения, как цель речевого развития.
2.2 Методика написания изложений на уроках русского языка в начальной школе
Научить ребенка правильно и хорошо говорить - сложная задача в современной начальной школе, требующая комплексного подхода. Одна из важнейших составляющих - написание речей для учеников начальной школы. Передавая своими словами небольшие фрагменты произведений искусства, детские впечатления от окружающего мира, ребенок обогащает их устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится выражать свои мысли осмысленно и убедительно. Логически и эмоционально выразительная речь, соответствующая всем языковым нормам, является основным показателем уровня интеллектуального развития ребенка.
Анализ педагогической, методической, лингвистической литературы показал, что вопросы, связанные с работой над устным пересказом и изложением в методике рассматриваются параллельно. Под изложением М.Р. Львов понимает «письменный пересказ образцовых текстов» [25]. И.Д. Морозова определяет изложение как «одно из средств обучения связной речи, средство для формирования и совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения» [26]. По М.Е. Львовой изложение – это «вид самостоятельной работы по развитию речи в начальных классах» [27]. Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать младших школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть поняты учеником.
М.Р. Львов особенно подчеркивает роль изложения как «упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье» [25, С. 98].
В методике преподавания русского языка и развития речи сложились несколько видов письменных изложений. В начальных классах проводятся изложения: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями.
По М.Р. Львову «самый простой вид изложения – подробное, близкое к тексту, изложение (по вопросам или по плану) небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет» [25, С. 99]. Он служит, средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях и связях и средством усвоения логики образца и его языковых средств. В подробном изложении школьники привыкают обращать внимание на детали в тексте, учатся строить повествование, вводить элементы описания, передавать диалог, использовать изобразительные средства языка. Они учатся строить текст, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи, правильные пространственные соотношения.
Изложить тему нужно уметь не только подробно (близко к тексту), но и кратко, конспективно. Такой вид изложения в методике принято называть сжатым, который необходим для развития связной речи.
Следующий вид изложения – выборочное изложение. Для него характерен пересказ в соответствии с заданием не всего текста, а какой-то его части. Как и при подробном и сжатом изложении, ученик должен осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей, а потом пересказать его тем или иным способом. Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Выборочное изложение, по мнению Т.Б. Кармановой, «связующее звено между изложением и сочинением» [28].
Существует еще один вид изложения – творческие изложения. В.И. Яковлева считает, что творческие изложения способны «вызвать у учеников эмоциональный отклик на произведение, усилить воздействие образной системы на читателя, т. е. осуществить те задачи, во имя которых литература и создается» [29]. Наиболее удобны для письменного оформления пересказы с изменением лица рассказчика, от лица одного из персонажей, с творческими дополнениями. По мнению М.Р. Львова, «творческие изменения и дополнения в письменном варианте пересказа не должны быть большими» [1, С. 108]. Они могут быть правильно сделаны лишь в том случае, когда школьники хорошо поняли содержание рассказа, знают все обстоятельства, в которых протекает действие.
Изложение - письменный пересказ образцовых текстов. Роль письменных высказываний заключается в обучении школьников на фоне разнообразной устной речевой деятельности составлению таких текстов, которые могли бы быть продуманы учеником, тщательно проверены сначала им, а затем учителем. Особо следует подчеркнуть роль презентации как упражнения, знакомящего детей с лучшими образцами языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова, а затем пересказанные в письменной форме детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус и развивают языковое чутье.
В этом смысле изложение полезно рядом с сочинением, так как последнее всегда несет в себе опасность некоторого влияния диалектов и просторечия. Так, готовя учащихся к сочинению на тему “В лес за грибами”, учитель проведет в классе изложение текста, в котором есть описание леса, грибов и другое, и это, несомненно повысит качество сочинений, так как дети смогут опереться на опыт мастера, писателя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашем исследовании мы рассмотрели современные подходы к изучению проблемы речевой культуры младших школьников. Проблема формирования культуры речи в современном обществе актуальна и имеет первостепенное значение. Большинство ученых (лингвистов, философов, психологов, социологов, учителей) обеспокоены падением общего уровня речевой культуры. В школе необходимо проводить планомерную работу по формированию речевой культуры школьников.
Речевое развитие играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речевой культуры на уроках русского языка в начальной школе.